RED Komodo 6К vs Kinefinity MAVO Edge 6K | обзор-сравнение




RED Komodo 6К vs Kinefinity MAVO Edge 6K | обзор-сравнение

Давненько мы не сравнивали несравниваемое. Со времен, помнится, BMPCC4K, Panasonic Lumix GH5S и Fujifilm X-T3. Думаю, пришло время сделать что-нибудь необычное. Так вот, некоторое время назад вышел обзор кинокамеры Kinefinity MAVO Edge 6K, и в конце там был такой вывод, что сейчас мало сделать хорошую камеру, надо еще доказать, что она достойна внимания пользователей. И у многих возник закономерный вопрос: можно ли вообще сравнивать подобные камеры с продукцией общепризнанных в этой области лидеров.

На этот вопрос я и постараюсь сегодня ответить: Kinefinity MAVO Edge 6K будем сравнивать с RED Komodo 6К. Здесь, конечно, более уместна была бы RED Commodo X – она и по цене и по характеристикам ближе. Но новинку RED найти очень не просто в принципе, ну а в наших краях тем более. Опять же, если посмотреть на реальные цены на торговых площадках, то разница в стоимости обычной RED Komodo 6K и Kinefinity MAVO Edge 6K оказывается не так уж и велика.

Обычно создатели кинокамер не слишком заморачиваются удобством. Практически любая кинокамера – это устройство модульное и каждый пользователь обвешивает её в соответствии со своими возможностями и потребностями. Но базовые органы управления и интерфейсы подключения остаются на корпусе, и их количество и расположение все же имеет значение.


Kinefinity MAVO Edge 6K

И если Kinefinity в этом отношении камера, скажем, обычная – кроме проприетарных видео разъемов, к которым можно подключить родной монитор и видоискатель, есть еще два стандартных SDI – на случай, если вы не имеете возможности использовать оригинальные устройства. Через них можно подключить любой монитор с SDI-входом и беспроводной видеосендер, например, для передачи видео на плейбэк режиссеру или фокуспуллеру.


RED Komodo 6К

На RED Komodo 6К тоже есть – не разъем, а контактная площадка для подключения проприетарного внешнего монитора, но, учитывая, что стоит такой монитор практически половину цены камеры, то очень часто с этой камерой используется простой внешний монитор. Так вот на Komodo есть один выход SDI и все. Больше никакой возможности забрать видео не существует. То есть можно подключить монитор, а все остальное уже только через сквозной канал монитора. А это дополнительная задержка сигнала, что для режиссера может и не сильно важно, но вот для фокуспуллера может быть критично.


RED Komodo 6К

К тому же Komodo – камера довольно капризная. И этот единственный SDI сильно чувствителен к статическому напряжению. Дошло до того, что некоторые аренды, которые дают в аренду RED Komodo, выпустили памятку, в каком порядке подключать устройства к SDI и питание камеры, чтобы избежать разряда статического электричества и, следовательно, возможного выхода этого разъема из строя. Вездесущие китайцы сделали специальный переходник для решения этой же самой проблемы, правда, я не знаю, насколько он действительно работает.

Вообще есть ощущение, что дизайнер, который создавал Komodo, больше думал о том, чтобы сделать камеру модной, а то, что на неё кто-то будет еще и снимать, волновало его в последнюю очередь. Иначе я не могу объяснить, почему кнопка начала записи находится в самом неудобном месте, которое вообще можно найти – в нижнем углу на правой стороне камеры. Да, можно включать запись на тачскрине, но верхняя поверхность обычно перекрыта ручкой и проводами, так что доступ сюда тоже может быть затруднен.

Вполне известно, что самое подходящее место для кнопки записи – это нижний передний угол с левой стороны или нижний угол на передней панели. Тут даже придумывать ничего не надо было. Короче, чаще всего я эту проблему решаю тем, что на плейбэк режиссеру ставлю телефон с установленным приложением RED – благо мобильное приложение у них действительно очень крутое, – и режиссер сам стартует и останавливает запись. Правда, для этого ему надо быть в пределах 10 метров от камеры – дальше связь уже может отваливаться.

Самый важный элемент любой кинокамеры – это, конечно, матрица. На RED Komodo установлена матрица с глобальным затвором разрешением около 20 Мп, которая позволяет забирать исходник в максимальном разрешении 6144х3240 пикселей (17х9). В технических характеристиках формат её указан как Super35, и этот размер довольно сильно отличается от фотографического APS-C. Если быть точнее, то матрица RED Komodo имеет кроп-фактор порядка 1,33 (если считать по длинной стороне).

На практике это может стать проблемой при использовании некоторых фотообъективов от кроп-камер Canon, где, как известно, кроп-фактор составляет х1,6 от полного кадра. То есть такой объектив просто не сможет покрыть эту матрицу. Так же практически гарантированно появление виньетки при попытке установить полнокадровые объективы через спидбустер.

На Kinefinity MAVO Edge 6K стоит матрица с разрешением 24 Мп и более стандартным соотношением сторон 3:2. Датчик этот сделан по технологии роллинг-шаттер, что следовало бы считать недостатком для кинокамеры, но сейчас уже научились делать действительно быстрые матрицы с построчным считыванием, так что появление артефактов, связанных со съемкой быстро движущихся объектов, сведено к минимуму. Хотя полностью не исключается, конечно. В конце концов, старшие камеры той же компании RED (V-Raptor 8K) или Sony (свежепредставленная Burano) тоже имеют матрицы роллинг-шаттер.


Kinefinity MAVO Edge 6K

Опять же, матрицы с глобальным затвором довольно сложны технически, и реализовать на них считывание с большой частотой кадров совсем не просто. Поэтому на RED Komodo 6К  в максимальном разрешении можно получить всего лишь 40 к/с, в 4К – 60 к/с, а 120 к/с только в разрешении FHD. В то же время Kinefinity MAVO Edge 6K способна выдать до 75 к/с в разрешении 6К, а в широкоформатном 4К уже 150 к/с. Ну а максимальная частота кадров на ней составляет 290 к/с при разрешении FHD.

Но, конечно, если говорить о глобальном качестве картинки – я не имею ввиду резкость, детализацию и прочие подобные параметры, я говорю про динамический диапазон, цветопередачу и другие, часто субъективные вещи – тут RED выигрывает без вопросов. Заявленная ширина ДД у него составляет более 16 ступеней экспозиции и пусть в реальности это значение будет меньше, у Kinefinity MAVO Edge 6K всего 14 ступеней. Да, этого чаще всего будет достаточно, но далеко не в 100% ситуаций. Учитывая, что эта камера пока не может снимать в RAW, надо очень точно экспонироваться на съемочной площадке, потому что в случае чего спасти из пере- или недоэкспозиции недостающую часть информации уже не получится.


RED Komodo 6К

Ну и фирменный «рэдовский» цвет – не скажу, что он очень уж какой-то уникальный, – тут дело в другом. Камеры RED давно и очень часто используются на самых разных проектах. У съемочных групп уже есть вполне конкретное понимание того, что у них получится в результате, если они будут использовать камеру RED. Kinefinity пока только в начале пути к тому, чтобы с их цветом было так же удобно работать и получать такой же предсказуемый результат.

В обзоре Kinefinity MAVO Edge 6K я говорил о том, что эта камера имеет двойное нативное ISO и выдает вполне рабочий материал при любом усилении, которое вы можете на ней выставить вплоть до 10000 ISO. Однако наличие конкретных значений нативного ISO говорит о том, что вне этих, скажем так, точек отсчета, ширина ДД будет уменьшаться. В камерах RED это цифровое усиление работает по-другому. Матрица RED Komodo не имеет нативного ISO вовсе. Или, если хотите, на ней любое значение ISO является нативным. То есть ширина динамического диапазона всегда остается постоянной и не зависит от выбранного усиления.

Эта особенность так же означает, что при помощи изменения значения ISO нельзя компенсировать потери информации в светлых или темных областях изображения. То есть фактически на площадке у оператора остается только два инструмента для контроля экспозиции – это диафрагма и фильтр нейтральной плотности. Ну, или придется изменять общую освещенность сцены, если такая возможность существует.

А, ну да, RED Komodo 6K при прочих равных шумит сильнее, чем  Kinefinity MAVO Edge 6K. Если это вас еще почему-то волнует.

Есть еще один очень важный момент, о котором я хотел рассказать. Это официальные поставки в Россию. Компания RED усиленно делает вид, что нас с вами просто не существует, даже попасть на их официальный сайт можно только через VPN. В то же время камеры Kinefinity продаются вполне официально, имеют сертификацию и гарантию производителя. Для частников это может не иметь значения, но для предприятий, особенно тех, кто работает в системе грантов или госзакупок, такие условия могут быть вполне конкретной необходимостью.

Выводы 


Основные преимущества RED Komodo 6K:

1. Конечно, global shutter
2. Широкий динамический диапазон
3. Всем известный сырой кодек Redcode R3D
4. Фирменная цветопередача RED 

Основные недостатки RED Komodo 6K:

1. Отвратительное управление
2. Слабый набор интерфейсов подключения
3. Один слот для карты памяти
4. Нет возможности съемки с высокой частотой кадров
5. Матрица не стандартного размера
6. Нет официальных поставок и гарантии 

Основные преимущества Kinefinity MAVO Edge 6K:

1. Нормальная эргономика и управление
2. Полнокадровая матрица
3. Универсальный байонет
4. Съемка с высокой частотой кадров
5. Встроенная система переменных нейтральных фильтров
6. Хорошая работа на высоких значениях ISO
7. Официальные поставки и гарантия производителя

Основные недостатки Kinefinity MAVO Edge 6K:

1. Нет возможности съемки в RAW (временно?)
2. Матрица rolling shutter
3. Один 3DLut для работы с KINELog3 – это мало. Нужна более внятная поддержка расширенного цветового пространства

Конечно, в обзоре  Kinefinity MAVO Edge 6K я немного слукавил. Довольно очевидно, что съемочные группы выбирают определенное оборудование из-за проверенного и много раз отработанного процесса. Цена ошибки в производстве кино очень велика и никто не хочет рисковать десятками или даже сотнями миллионов из-за неправильно подобранной техники.

А если на площадке используют уже зарекомендовавшую себя в других проектах камеру, например, то все риски минимизируются. Инженер, техники, операторы – все знают её достоинства и недостатки – как снимать, как ремонтировать, если что-то сломается; монтажер уже примерно представляет объем материала, а у колориста готовы пресеты, 3DLut’ы и другие наработки. Сюрпризы, которые могут вылезти после того, как весь материал уже отснят, тем более никому не нужны.

Поэтому в ситуации, когда выбор стоит взять известное оборудование или какое-то новое, пусть даже и с лучшими характеристиками – предпочтение всегда будет отдаваться проверенной технике. Впрочем, авантюристов и экспериментаторов в области кинопроизводства всегда было в достатке, так что прогрессивные новинки, я уверен, тоже без внимания не останутся.

Материалы для скачивания

Видео исходного качества (10,2 ГБ), снятое на RED Komodo 6К и Kinefinity MAVO Edge 6K, можно скачать по ссылке.





Последние комментарии на YouTube